Главная страница Путеводитель
Канал имени Москвы: чем интересна достопримечательность
Канал имени Москвы – искусственный водоток, который пересекает Московскую и Тверскую области. В столицу он тоже заходит, соединяя Москву-реку с Волгой.Этот канал – один из главных символов Москвы, он известен своей интересной историей, примечательной архитектурой и сложным устройством. Читайте все самое интересное в нашей статье.
Мысль о создании чего-то подобного зрела в головах москвичей уже давно. Но реализовали ее только при Сталине, в 30-е годы XX века. Причиной такого решения стал дефицит воды – Москва быстро развивалась, население в ней составляло уже 3 млн. Не хватало как питьевой воды, так и технической, для обеспечения производств. На тот момент ресурс Москвы-реки исчерпал себя: она совсем обмельчала, и качество воды в ней было ужасным.
Чтобы спасти ситуацию, решили использовать воду из Волги. Для этого придумали проект канала, который соединял бы эту реку с Москвой. Планировали построить его за рекордные сроки – два года, но по факту ушло четыре. Что так или иначе быстро, учитывая масштабы работ: одно преодоление 60-метровой возвышенности между Волгой и Москвой чего стоило.
На карте канал имени Москвы стартовал там, где Волга впадает в речку Дубну. Далее он двигался южнее через Дмитров. Дойдя до места, где река Черная впадает в Вязь, водоток направлялся на юго-запад и пересекал Клязьминско-Химкинский водораздел. Он пересекал долину реки Химки и в конце концов достигал Москвы-реки в районе Щукино.
К весне 1937 года грандиозное сооружение было практически готово. Его постройка потребовала огромных ресурсов: более 3 млн кубометров бетона, 35 тысяч тонн металлоконструкций, 2,35 млн кубометров древесины и так далее. А еще – смелых инженерных решений: многие из них были действительно инновационными для того времени. Что примечательно, иностранные специалисты в постройке водотока вообще не участвовали.
Уже в июле 1937 года канал имени Москвы открылся для передвижения судов под названием “канал Москва-Волга”. После его начали использовать и для производства электроэнергии, построив там гидроэлектростанции. Строительство ГЭС позволило покрыть расход электроэнергии, необходимой для работы сооружений.
В военное время канал Москва-Волга сильно пострадал, зато сыграл большую роль в водной обороне. После войны его переименовали в канал имени Москвы и отреставрировали, и теперь он является важнейшей магистралью водного транспорта в центральном регионе.
Канал имени Москвы – не просто водоток. Его устройство очень сложное, оно включает около 250 объектов, в том числе 11 шлюзов, 5 насосных станций и 5 портов. Что касается параметров канала, он может похвастаться следующими размерами:
Оформление канала имени Москвы тоже получилось интересным. При постройке канал старались сделать не только функциональным, но и эстетически привлекательным, и одни из главных архитектурных объектов – шлюзы. Каждый шлюз канала имени Москвы оформлен в уникальном стиле и дополнен башнями, скульптурами и монументами. Например:
На берегу канала имени Москвы находится два речных вокзала – Северный и Южный, а также три порта. Северный речной вокзал был одной из финальных точек строительства – его закончили перед самым открытием канала. Вокзал представлял собой многофункциональное пространство на 400 человек с рестораном, библиотекой, медпунктом, парикмахерской, почтой и другими удобствами. Была на Северном речном вокзале даже комната матери и ребенка с игровой и спальней, а также душевая комната.
1.Изначально одним из вариантов исполнения канала имени Москвы был самотечный канал. То есть такой, где не требовалось бы оборудование вроде насосов. Однако идею отмели из-за трудного рельефа на участке строительства – преодолеть возвышенность высотой в 10-этажный дом без оборудования не представлялось возможным.
2.На гербе северо-западного округа Москвы изображена архитектурная композиция девятого шлюза.
3.Сегодня по каналу имени Москвы ходит старый теплоход “Максим Горький”, созданный в 1934 году в единственном экземпляре. На нем может прокатиться любой желающий – судно ходит ежедневно с мая по сентябрь. Планировка “Максима Горького” включает банкетный зал, комнату для переговоров, люксовые апартаменты и музей Сталина.
4.Узнать побольше о истории канала можно в Долгопрудненском историко-художественном музее – там целая экспозиция посвящена данному сооружению.
5.Канал имени Москвы строился силами заключенных Дмитлага – их отправляли на каторжные работы.
6.На одном из шлюзов стоит самый высокий памятник Ленину в России – его высота достигает 37 метров.
от 2550,00 руб.
Этот канал популярен у любителей рыбной ловли. Вода в нем довольно качественная, несмотря на близость городов, так что рыбы немало: крупный жерех, язь, лещ, окунь, сом, щука, судак. Основная масса рыбы – не постоянные обитатели канала, а сезонные мигранты, но тем интереснее рыбалка.
В первой половине весны на канале процветает донная рыбалка – ловят язя и налима. С конца мая можно начинать использовать спиннинг – отправляться лучше всего туда, где нет бетонных плит на берегу. Удачнее всего рыбачить рано вечером и на закате, а можно и ночью – в темноте близко к берегу подходит бесстрашный судак.
Что касается топовых локаций для рыбалки на канале имени Москвы, рыбаки рекомендуют эти:
от 4800,00 руб.
от 4500,00 руб.