Кунсткамера: тайны самого необычного музея России

Что посмотреть в Кунсткамере

Путеводитель

Оглавление:

Карта

Как возник музей Кунсткамера в Петербурге

Кунсткамера — это музей антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге. Он ассоциируется с коллекцией анатомических аномалий, но это далеко не все, что можно посмотреть в музее.

Музей был основан императором Петром I. В конце XVII века, будучи с визитом в Англии и Голландии, император познакомился с местными «кабинетами редкостей». Они представляли собой комнаты, в которых размещались необычные природные и рукотворные объекты.

Тогда же Пётр I завёл знакомство с одним из лучших анатомов Голландии и всего мира Фредериком Рюйшем. Тот владел собственной уникальной коллекцией, очень знаменитой на то время. Её экспонаты и вся концепция «кабинета редкостей» так поразили и заинтересовали Петра I, что он решил создать что-то подобное в России.

Первые предметы, которые купил император, и стали впоследствии основой Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Он выкупил в том числе огромную анатомическую коллекцию Рюйша, включавшую тысячи экспонатов. До наших дней сохранились, к сожалению, не все. Также среди первых предметов, которые привёз Пётр I, были окаменелый хлеб и деревянная обувь из Дании.

Официальной датой основания Кунсткамеры считается 1714 год. Само название переводится как «кабинет редкостей» с немецкого языка. Изначально выставка располагалась при Летнем дворце.

Чтобы пополнять музей, Пётр I приказал находить и скупать лучшие тематические коллекции Западной Европы. Был даже издан указ, согласно которому любой желающий мог принести и сдать в Кунсткамеру необычную старинную вещь либо живое существо с аномалиями. К Петру I попали в том числе вещи шведского короля Карла XII: шпоры, трость, золотой кубок и перчатки с его кровью.

Уже в то время в составе коллекции были анатомическая, зоологическая и историческая части. Демонстрировал экспонаты перед важными гостями зачастую сам Пётр I. Вскоре коллекция расширилась настолько, что пришлось строить для неё отдельное здание: оно разместилось на Васильевском острове. Музей заработал на бесплатной основе, а посетителей ещё и баловали угощениями.

1747 году в Кунсткамере случился сильный пожар, который нанёс огромный ущерб её экспонатам. Часть коллекции была уничтожена, в основном — этнографическая. После этого музей закрылся почти на 20 лет и возобновил свою работу только в 1766 году. За это время с большим трудом добыли множество новых заморских диковинок.

Кстати говоря, после своего открытия в 1766 году музей стал общественным. Тогда же и построили башню с обсерваторией, анатомический театр для медиков, типографии, физический кабинет. Кунсткамера постепенно становилась не только музеем, но и полноценным научным центром.

В последующие десятилетия музей продолжил стремительно расширяться. Коллекций стало так много, что Кунсткамеру решили разделить на 5 отдельных тематических музеев. Экспонаты разъехались по разным местам, некоторые из них оказались в том числе в Эрмитаже и в Историческом музее Москвы.

В 1879 году было решено объединить Анатомический и Этнографический музеи воедино. Так образовался музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Первая экспозиция в нем открылась в 1889 году, но для широкой публики музей стал доступен только в 1891 году.

История здания музея Кунсткамера

Здание кунсткамеры имеет стиль Петровского барокко, как и многие другие архитектурные объекты того времени. Его возведение происходило с 1719 по 1724 годы: проект здания придумал немецкий архитектор Маттарнови, а исполнением занимался Николай Гербель.

Гербель не придерживался изначального проекта, а внес в него свои правки. Например, он решил сделать венчавшую здание башню трёхъярусной и добавил к ней купол. Такую же башню можно видеть на здании Монетного двора Шлютера.

Когда Гербель умер, новый главный архитектор Киавери обнаружил много дефектов в незаконченной постройке и захотел отстроить центральную часть заново. Кое-где по зданию даже пошли трещины. Но в результате он перестроил только башню и составил новый проект по оформлению здания.

В последующие годы производились различные доделки, и наконец в 1735 году строительство завершилась установкой двенадцати статуй и 75 вазонов по фасаду здания. Также 13 статуй украсило башню, каждая из них олицетворяла какую-либо науку: медицину, географию, астрологию и так далее. К сожалению, эти фигуры до наших дней не сохранились.

Всего музей Кунсткамера имеет два трёхэтажных корпуса, оба его фасада выходят на Дворцовую площадь. Роскошная архитектура здания полностью соответствует его местоположению. По соседству с Кунсткамерой находятся многие важные постройки того времени: Биржа, дворцы членов императорской семьи, здание Двенадцати коллегий.

К сожалению, Пётр I не дожил до открытия музея, идеей которого был так вдохновлён. При его жизни были возведены только стены Кунсткамеры. Примечательно то, что император жертвовал свои собственные средства на постройку данного здания.

Во время пожара 1747 года пострадали не только коллекции Кунсткамеры, но и облик здания. В частности, были уничтожены деревянные части: крыша, вышка и колоннада у башни. Фигуры у башни были тоже из дерева, но они не пострадали и простояли до начала XIX века.

На реставрацию музея ушли годы, но первоначальный вид ему вернули только после Второй Мировой войны, которую Кунсткамера с трудом, но пережила. К 1949 году на башне появилась новая армиллярная сфера, но простояла она только 40 лет, после чего стала приходить в негодность. Тогда изготовили новую, из титанового сплава, и установили ее в 1993 году.

Экспозиции народов мира музея Кунсткамера

В Кунсткамере есть выставки, посвящённые 11 странам мира. Они находятся на первом этаже. Североамериканская экспозиция рассказывает о культуре индейцев XIX века. Можно увидеть, как выглядели их жилище, средства передвижения, одежда, предметы быта.

Особо примечательные экспонаты Североамериканского зала, на которые стоит взглянуть — деревянные головные уборы, одежда с вышивкой из иголок дикобраза, ритуальные костюмы из перьев. Также интересны летописи жизни, написанные на шкурах. Это собрание рисунков отражало самые важные события из жизни людей.

Выставка Латинской Америки рассказывает о её коренных народах с XVIII века. Можно посмотреть на костюмы вождей и шаманов, шаманские принадлежности, головы — трофеи.

Выставка Индокитая знакомит с культурой Тайланда, Камбоджи, Вьетнама и не только. Коллекцию собирали российские востоковеды, она включает традиционную одежду, музыкальные инструменты, оружие, маски, посуду и так далее. Примечательна фигура демона из Шри-Ланки, предназначение которого — охранять вход в дом от врагов. Считается, что демон охраняет и Кунсткамеру.

Посмотреть на редкие и загадочные экспонаты можно в зале Индонезии. Помимо бытовых и хозяйственных предметов, там собраны жезлы и книги жрецов, ритуальные маски, магические амулеты. А в Японском зале можно посмотреть на ценное старинное собрание доспехов и оружия самураев, а также на каменные брелки нэцкэ, который сегодня являются популярными сувенирами.

Особый интерес в Кунсткамере представляет Китайский зал, в котором собрано больше всего экспонатов. В том числе огромная коллекция художественных изделий и китайского фарфора, который считается одним из главных достояний китайской культуры. Можно увидеть и легендарный вид транспорта — рикшу XIX века. Такую повозку тянул на себе человек.

Любопытный экспонат китайского зала — кипятильник. Это диковинное устройство было обычным бытовым предметом XIX века. Оно состояло из полусферы, обклеенной зеркалами. Предмет располагали на солнце, и в результате отражения лучей вода могла закипеть за 10 минут.

В Монгольском зале есть жутковатая флейта из костей человека. Таким инструментом пользовались шаманы, но не для извлечения музыки, а чтобы вызвать потусторонних духов. Также представляет интерес классическая юрта: монголы жили в таких с пятнадцатого века. Жилище делали из переплетенных палок и войлока, в центре располагали священный очаг.

В отдельном зале собраны памятники исламской культуры — народов Ближнего и Среднего Востока. В частности можно увидеть священную книгу Коран. А еще в Кунсткамере есть африканский, корейский и индийский залы.

Кафе и рестораны
-50%
Октябрьская
4,85
(33)

от 240,00 руб.

-50%
Октябрьское Поле
5
(6)

от 8800,00 руб.

Большой Академический Глобус в Кунсткамере

Ещё один важнейший экспонат этого музея, про который стоит рассказать отдельно — Большой Академический Глобус. Он является точной копией Готторпского глобуса, который был первым и самым большим в мире глобусом-планетарием.

Готторпский Глобус появился в 1664 году на территории современной Германии, он был 3 м в диаметре и мог вращаться за счёт гидравлического привода. Внутри глобуса была нарисована карта созвездий и размещались сиденья для зрителей.

Узнав про это чудесное изобретение, Пётр Великий сделал всё, чтобы заполучить его. Глобус больше 3 лет везли в Санкт-Петербург под неусыпным контролем царя. В 1717 году глобус-планетарий наконец оказался в Петербурге и разместился возле Летнего дворца. Пётр Великий любил подолгу рассматривать его.

Затем Глобус переехал в Кунсткамеру в качестве экспоната. К несчастью, в 1747 году случился большой пожар, и глобус был уничтожен практически полностью. Сохранилась только дверь да поплавленный металлический каркас.

К 1753 году по прототипу Готторпского глобуса был создан Большой Академический Глобус. Он в точности повторял оригинал, разве что надписи были сделаны на русском языке. Специально для глобуса построили целый павильон.

Во время Второй мировой войны большой Академический Глобус из России вывезли немцы. Вернулся он только в 1948 году в полуразрушенном состоянии: пулевые отверстия, повреждённая живопись, поломанная мебель и вышедшие из строя детали механизма. Потребовалось практически 10 лет, чтобы привести Глобус в его первоначальный вид.

Сегодня Большой Академический Глобус размещается в башне Кунсткамеры. Этот памятник стоит увидеть, ведь он является уникальным в своём роде: других таких в мире глобусов не сохранилось.

Анатомическая выставка Кунсткамеры

В анатомическом отделе музея располагаются самые жуткие экспонаты. Начало этой коллекции положил Пётр I, купив у голландского анатома огромное собрание забальзамированных органов.

Однако самыми примечательными и любопытными для науки являются различные аномалии развития, представленные в Кунсткамере. Заспиртованные тела и части тел, головы, эмбрионы, черепа и скелеты — всё это в изобилии представлено в анатомических залах.

Известный экспонат анатомического отдела — скелет великана, француза Николая Буржуа. Этот человек имел рост 226 см и жил при императорском дворе. После его смерти Пётр I решил передать останки великана Кунсткамере. Не менее знаменит детский скелет с двумя головами. Он является одним из самых первых экспонатов и принадлежит также Фредерику Рюйшу.

Выставка изобилует младенцами, родившимися с аномалиями. Многие из них совсем не похожи на человеческие существа. Помимо людей, в кунсткамере полно зоологических экспонатов с необычным числом и расположением голов и конечностей.

Развлечения

Мифы о Кунсткамере

Являясь одним из самых загадочных музеев, Кунсткамера неизбежно собирала вокруг себя различные мифы. Люди верили, что в его стенах обитает множество злых призраков, ведь среди экспонатов столько странных и зловещих вещиц. Например, ходили слухи о призраке, который заставлял оживать чучела животных и анатомические экспонаты с аномалиями.

Музей не пользовался популярностью, и только бесплатный вход и угощения смогли повысить к нему интерес. Хотя жуткие легенды не прекращались, их становилось только больше. Сильный пожар 1747 года также связывали с действием нечистых сил, как и то, что на восстановление музея понадобилось слишком много времени.

Одна из самых популярных историй Кунсткамеры — о часах, которые идут наоборот. Эти часы достались музею в нерабочем состоянии, но иногда их стрелки двигались назад. Доходя ровно до 9 часов 45 минут, они останавливались. И когда такое случалось, это сулило скорую смерть одного из сотрудников.

Таких легенд собралась немало, но есть и не менее интересные факты. Выбирая место для постройки кабинета редкостей, Пётр I наткнулся на странную сосну, растущую на Васильевском острове. Одна из веток сосны полукольцом вросла в ствол, словно ручка у кувшина. Пётр I счёл это знаком и решил именно на этом месте разместить здание музея. Фрагмент чудо-сосны до сих пор находится в Кунсткамере.

Режим работы и билеты в Кунсткамеру

Антропологический музей работает с 10 утра до 6 вечера ежедневно, кроме понедельника. 6 декабря, в День Кунсткамеры, этот Санкт-Петербургский музей работает до 4 вечера. А последний месяц вторника является санитарным днём, когда музей не принимает посетителей.

В Кунсткамеру продаются как стандартные входные билеты, так и экскурсионные путёвки. Для детей, курсантов, студентов и пенсионеров предусмотрены льготы. Цена стандартного билета в Санкт-Петербургский музей Кунсткамера составляет 400 руб, льготного-100 руб. Билеты можно приобретать на месте или онлайн.

Также в Кунсткамере есть разные экскурсии: обзорная, с посещением отдельных экспозиций, игровая. Предусмотрены экскурсии для детей и взрослых, индивидуальные и групповые, на русском и на иностранном языках. Цены разнятся, посмотреть актуальную информацию можно на официальном сайте музея Кунсткамера.

Другие города и достопримечательности России