Главная страница Путеводитель
Волго-Донской судоходный канал: какой он
Строительство Волго-Донского судоходного канала началось в начале 50-х годов. Он связал две реки — Волгу и Дон. Этот был не просто масштабный проект, а новая глава в истории региона, где забурлила торговля, сельское хозяйство получило новый виток развития и расцвел туризм.
Канал стал нитью, связавшей пять морей: Белое, Азовское, Балтийское, Черное и Каспийское. Это была стройка века, изменившая карту страны и судьбы людей Волгоградской области. Заплаченная цена — более 1000 затопленных населенных пунктов. Но сегодня канал имени Ленина — артерия, по которой течет жизнь и плывут суда грузоподъемностью до пяти тысяч тонн.
Сто один километр рукотворного пути, где почти половина — зеркала Береславского, Варваровского и Карповского водохранилищ. Длина Волго-Донского канала — сто один километр, а глубина — три с половиной метра. И вдоль всего этого пути — тринадцать шлюзов, как ступени водной лестницы, а еще плотины, мосты, причалы, водосбросы.
Разброс между тринадцатью шлюзами канала весьма ощутим: от семи сотен метров до двух десятков километров. Девять ступеней образуют Волжскую шлюзовую систему, обеспечивающую подъем судов на 88 метров. Оставшиеся четыре шлюза формируют Донскую лестницу, с подъемом в 44 метра. Начало Волго-Донского водного пути находится на южной окраине Волгограда.
Триумфальные арки увенчали лишь первый и тринадцатый шлюзы. Остальные же украшены мощными пилонами с элементами морской и советской символики.
Мечта соединить Волгу и Дон зрела веками. Рассказывают, что еще при Селиме II турки затеяли это дело, да завязли в сложности задачи и трудозатратах на работы. Но точно известно, что Петр Первый всерьез взялся за проект, даже стройку начал в 1697 году, но Северная война внесла свои коррективы.
В ХХ веке проекты сыпались как из рога изобилия, но только в 1948 году один из них утвердили на самом верху. Семьсот тысяч человек, восемь тысяч машин — работали все, кто мог: и со всей страны приезжали, и солдаты, и студенты, и добровольцы… Даже пленные немцы и заключенные. Сто пятьдесят миллионов кубов земли вынули, три миллиона бетона залили. Торжественное открытие было 27 июля 1952 года. В честь этого под аркой Волго-Донского канала прошел первый теплоход «Иосиф Сталин».
На берегах рукотворного Волго-Дона советское наследие предстает во всей красе, маня путешественников. Главное украшение этих мест — Триумфальная арка, гордо возвышающаяся в Красноармейском районе Волгограда. Панорама, открывающаяся с Красноармейского моста и Севастопольской набережной, захватывает дух. А проход судов сквозь арку — зрелище, которое невозможно забыть. Чтобы стать его свидетелем, стоит заранее уточнить расписание движения кораблей. Всю необходимую информацию можно найти на официальном портале администрации Волго-Донского бассейна внутренних водных путей.
Арка первого шлюза — Сорокаметровый гигант, выполненный в стиле античных римских арок, который подчеркивает грандиозность инженерного проекта. Но эта арка — не о воинских победах, а о триумфе советского народа. На ее вершине можно увидеть знамена с серпом и молотом, якорями и звездами. Надписи на перемычках, видимые издалека с Красноармейского моста, провозглашают: «Слава Советскому народу — строителю коммунизма» и «Слава великому Ленину».
В пределах километра от Триумфальной арки, словно эхом отзываясь, стоит Сарептский маяк. Он — безмолвное посвящение отважным морякам Волжской военной флотилии, защитникам Сталинграда, возникший вскоре после триумфального открытия канала в 1953-м. В его облике сразу угадываются черты помпезного сталинского ампира, что не ускользнет от взгляда ценителей. Архитектору Р. Якубову удалось воплотить величие в камне, украсив его чугунными рострами, что придает маяку особый, запоминающийся облик.
На другом берегу от маяка, замыкая Севастопольскую набережную, взгляд неминуемо упирается в еще одну визитную карточку канала — памятник Ленину. Двадцатисемиметровая фигура вождя возвышается на тридцатиметровом пьедестале, что делает этот монумент самым высоким изображением Владимира Ильича в России.
Этот не просто канал, а история, высеченная в камне и бетоне, вызов природе, победа человеческого духа. И вот почему его стоит увидеть.
Во-первых, масштаб. Почти сто километров через степь, тринадцать шлюзов, вздымающих суда на невероятную высоту, огромные водохранилища, стали частью ландшафта… Это нужно видеть, чтобы понять.
Во-вторых, атмосфера. Советский ампир в своей чистой форме: арки, памятники, символика… В этом есть своя мощь, своя красота, свое завораживающее величие. Шагнуть в прошлое — легко.
В-третьих, это место переплетения эпох. Здесь слышится эхо Сталинградской битвы, здесь пахнет трудом строителей… Прошлое дышит рядом с настоящим.
И наконец, это просто красиво. Вода, небо, зелень… спокойствие и величественная красота побережья. Отдых для души.
Посетить Волго-Дон — значит прикоснуться к истории, понять, как родилась идея соединения Волги и Дона, и увидеть, на что способен человек. Это не просто поездка, это впечатление на всю жизнь.
Лучший способ увидеть всё самое интересное на Волго-Донском канале — это теплоходная экскурсия. Летом, когда туристов больше всего, такие прогулки особенно популярны.
Можно выбрать прогулку на пару часов, а можно на целый день — зависит от программы. Обычно рассказывают о строительстве Волго-Дона, показывают самые красивые шлюзы, памятники, а еще завозят в музей истории канала — в Красноармейский район Волгограда или в Пятиморск.
Отдельно стоит сказать про рыбалку. Она тут особенная. В этом канале рыба клюет круглый год. Как рассказывают сами рыбаки, здесь можно поймать карася, сазана, густеру, плотву, окуня и уклейку, главное — правильно подобрать приманку. Иногда везет на сома, судака или голавля. Благодаря большой протяженности канала и просторным водохранилищам, каждый рыбак найдет здесь свое место и не останется без улова. А на специализированных форумах можно найти множество полезных советов о прикормке, отзывы о снастях и различные рыболовные хитрости.
Если вы едете с экскурсией, о дороге можно не думать — вас заберут и привезут прямо из Волгограда или Волжского. А вот своим ходом готовьтесь к путешествию: Красноармейский район от центра далековато, больше часа в пути.
Самый простой вариант — сесть на автобус №2 у ж/д вокзала. Он идет через весь центр, через Ворошиловский, Кировский и Советский, и привезет вас прямо к остановке «Канал имени Ленина». Выйдете сразу за мостом — и вот она, Триумфальная арка, во всей красе.
Еще можно сесть на автобус №77 из Дзержинского. А вообще, до этой остановки ходит много автобусов и маршруток. А на машине — минут 45-60, если повезет без пробок.